3 неделя по Пятидесятнице. (+Видео)

3 неделя по Пятидесятнице.



17 июня 3 неделя по Пятидесятнице.

В третью неделю по Пятидесятнице в православных храмах читают на Божественной литургии те строки из Евангелия, в которых Христос говорит ученикам о службе двум господам – Богу и мамоне.

Вот как это звучит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6; 24)

Кто такой мамона: у древних сирийцев и халдеев бог богатства, материальных благ. Сами по себе материальные блага не плохи, плохо, когда их добыча становится главной целью человеческого существования. Гонка за прибылью ради прибыли, за богатством ради богатства, пренебрежение богатством духовным и полный отказ от гуманитарных ценностей, которые нельзя ни продать, ни купить, ни нажиться на них, приводят к утрате нравственных ориентиров, а здесь недалеко и до потери элементарной человечности, что мы и наблюдаем ныне в своем же собственном окружении.

Расстановка приоритетов – вот смысл бескомпромиссного заявления Христа: «Не можете служить Богу и мамоне». Этими словами Христос ясно говорит о том, что невозможно оставаться посредине, между добром и злом, между Светом и тьмой – попытка жизни в сумеречной зоне не сулит ничего хорошего тому, кто пытается жить, не делая выбора между Богом и пристрастием к тем искушениям, которые вокруг находятся в изобилии.

Зависть, жадность, уныние, оттого что не можешь получить желаемого прямо сейчас, могут привести человека на путь весьма неблагоприятный, когда о спасении души говорить уже не приходится. Если некто не следует за Христом, пренебрегает нравственными постулатами, которые Господь даровал нам всем Своим земным образом жизни, и теми основами Божественной мудрости, которую Он преподал Своим ученикам и которая есть краеугольный камень всего христианского учения, он автоматически попадает в область тьмы, существующей по другую сторону. Хотим мы этого или не хотим, но почти все категории нравственности и морали, понятия «что такое хорошо и что такое плохо», даже в светском обществе, среди атеистов или тех, кто не приемлет Бога по тем или иным соображениям, все равно произошли из духовно-философских и нравственных понятий, которые являет нам Священное Писание.

Нравственный выбор – всегда за нами. Бог ничего никому не навязывает, но есть вселенские законы, которые действуют так же неотвратимо, как законы физики. Отмените закон всемирного тяготения, и тут же вся материя разлетится в прах, из которого была создана Творцом. Отменяя законы нравственности, мы получаем распад человеческой души, что, кстати, видим ежедневно и ежечасно. И Бог Предвечный был, есть и будет единственным ориентиром. Спаситель – потому и Спаситель, что Он, продолжая Закон и исполняя его, этот ориентир очень четко определяет словами: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6; 19–20), а ответственность за свой выбор, где и что собирать, каждый человек несет сам.

Бывает так: по житейским представлениям сегодня все вроде хорошо – и это есть, и то есть, но это не значит, что данный гражданин благополучен. Иногда он сам чувствует, что «все есть, но чего-то не хватает», но по инерции или незнанию о том, Высшем Источнике, у Которого есть в самом деле ВСЕ, продолжает заполнять эту пустоту земными предметными способами – новая машина, новая одежда, новое путешествие и пр. И – не помогает, разве что на очень краткое время. Этот прием очень быстро набивает оскомину и, что хуже, порождает почти наркотическую зависимость от вещей, а ведь есть наипростейший способ – посмотреть вверх, на небо, и вопрос: «Чего же мне не хватает?» в молитвенном обращении задать Богу. Конечно, лучше сделать это в церкви, но в любом случае молитва – вот вопрос, который никогда у Него не останется без ответа. Наше приближение к Богу, радение о Нем дают ту полноту существования, в которой не нужно будет излишеств, а если и возникнут таковые – они не будут владеть человеком, а станут служить ему, ибо все хорошо во славу Божию.

А бывает и так: некто с виду вполне добродетелен, вроде бы исполняет все заповеди, но из совсем других внутренних соображений. Это определенная форма лицемерия, когда с виду некто служит Богу, кажется, стремится делать только доброе людям и о Боге часто говорит, но под внешним благолепием этой доброты лежит личная выгода, и моральная, и иногда материальная. Ведь служащему мамоне, богу богатства, не важно, каким способом он получит свою выгоду – тут цель всегда оправдывает средства, а совесть уже дрессированно молчит, пока не атрофируется напрочь.

На поверхности не всегда видно, для чего происходит накопительство: для удовлетворения своих растущих потребностей и амбиций – например, купить футбольный клуб, или для того, чтобы построить сеть дворовых спортивных площадок; скупать на аукционе сокровища культуры, которых никто никогда не увидит, или создать на их основе новый музей или галерею, превратив ее в культурный центр, открытый для каждого любителя искусства. Можно настроить себе коттеджей по всему миру, а можно спасать древние храмы, строить новые, восстанавливать архитектурные шедевры. И так во всем – либо служить мамоне, либо, да, заработать богатство, но поставить его на добродетельные, полезные для прочих, а значит, богоугодные дела.

Вот тогда потеря материальных ценностей или наличие их не в полной, как кажется, мере не приведет никого в уныние и панику – дела добродетели всегда дают возрождение душе, а светлые цели – силы на труд, и если этот труд во славу Божию, то Он всегда на стороне трудящегося. Тут и спасение будет, и земная награда: полученная из Божьих рук, она не подведет своего владельца. Не потому ли таким стойким было во все века богатство меценатов, благодетелей, которые поддерживали музыкантов, художников, ученых – проводников передовой научной мысли. Они спасали тех, которые не могли своим трудом заработать столько, сколько им было надо, чтобы просто жить. Виной тому социальная несправедливость, которая, как мы видим в глобальных масштабах, никуда не делась и происходит от усердного служения мамоне тех, в чьих руках сосредоточено накопление и распределение благ земных.
Согласитесь, нередко мы оказываемся в душевном раздвоении: вроде как и положиться на Бога правильнее было бы, но страх лишиться чего-то или опасение, что все пойдет не тем способом, какой мы избрали для достижения каких-либо целей, охватывает нас, и это очень усложняет нашу духовную жизнь. К тому же любое раздвоение в себе – это огромная психоэмоциональная нагрузка, которая лишает покоя и даже может привести к серьезному душевному заболеванию. Так что, так долго продержаться невозможно. Вот и получается та теплохладность, сумеречная зона, в которой балансирует душа, якобы живя с Богом, а на самом деле – только время от времени взывая к Нему, когда от Него что-то надо, что называется, когда «припечет», – так относятся к родителям неблагодарные и эгоистичные дети.

Еще вариант: я вот тут у Бога попрошу, но на всякий случай послужу мамоне, пусть не по совести поступлю, но наверняка получу, чего сейчас вдруг захотелось, если уж Бог не дает желаемого сию минуту. И тогда мы ведем себя отнюдь не по законам Божиим, а если не по законам – то, значит, наперекор. Третьего не дано. Нельзя служить двум господам одновременно, человек сразу «одному станет усердствовать, а о другом не радеть». Это нерадение имеет свойство накапливаться, как и радение. В результате, радея о Боге, мы начинаем восходить наверх, приближаясь к миру горнему, богатствам истинным. В противоположном случае – вполне успешно устремляемся вниз, пока жажда материального, с виду обыденная, просто чтоб «было, как у всех, и даже получше», не отвратит человека от Небесного Света совсем и не погрузит во тьму, которую, тем не менее, он будет почитать светом, со всеми печальными для души последствиями.

«Всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит», – сказал Господь (Мф. 12, 25; Мк. 3, 24; Лк. 11, 17).

Душа человеческая – это царство, город, дом. От нас зависит, кто будет в нем хозяином. Но мы можем расставить правильные акценты, а у Бога есть все, все, что нам надо, и главное, есть то, чего у нас никому никогда не отнять, это – радость и полнота жизни с Ним. Сказано же: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 22).

«Это все» – это то, что нам надо для временной здешней жизни, и тогда не будет ни раздвоения, ни лицемерия, ибо угождение Богу в первую очередь – вот верный путь к любому богатству: вечному духовному и временному земному, приобретенному по воле Его честным и добродетельным путем.

Источник: hram-nikonovskoe.ru/2016/07/10/3-ya-nedelya-po-pyatidesyatnice/ 

Комментирование запрещено